КИНО И ТЕАТР / КУЛЬТУРА / МУЗЫКА

«Odessa Classics»: праздник высокого искусства.

IMG_3350

 Летом 2015 года по инициативе известного пианиста Алексея Ботвинова в Одессе состоялся Первый международный музыкальный фестиваль «Odessa Classics». Он вызвал большой интерес у слушателей, а главное – оправдал их надежды на яркие художественные впечатления. Для того, чтобы закрепить успех, фестиваль 2016 года, который состоялся 8-12 июня, должен был стать еще более содержательным и интересным. К счастью, так и произошло. Уровень мастерства исполнителей и качество концертных программ иначе как высоким назвать нельзя. Основной фестивальной площадкой стала Одесская государственная филармония. Еще один концерт состоялся под открытым небом у Воронцовского дворца. Необходимость такого события в культурной жизни Одессы назрела давно. В 80-90-е годы традиционными были фестивали искусств «Белая акация», в которых принимали участие самые известные академические, фольклорные и эстрадные коллективы страны. Как правило, «Белая акация» становилась мощным финальным аккордом концертных сезонов, которые в то время были насыщены выступлениями именитых отечественных и зарубежных гастролеров. По экономическим причинам большой фестиваль искусств прекратил свое существование. У государства не нашлось средств на его поддержку, а бизнес-элита к тому времени еще не созрела для того, чтобы помогать искусству развиваться, как это делается во многих развитых странах.

Алексей Ботвинов вручает диплом-благодарность Руслану Тарпану, руководителю компании «Инкор-групп», которая стала генеральным спонсором фестиваля
Алексей Ботвинов вручает диплом-благодарность Руслану Тарпану, руководителю компании «Инкор-групп», которая стала генеральным спонсором фестиваля

В начале XXI века само понятие «фестиваль как праздник» (именно так переводится это слово с французского языка) стало утрачивать свой высокий статус. Фестивалями в Одессе и в других городах Украины стали называть два-три, а то и один знаковый концерт, проводимые в городе. Да и исполнительский уровень участников этих программ далеко не всегда соответствовал фестивальному уровню. А ведь праздник всегда должен нести в себе нечто особенное…

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

На сцене филармонии – Бельгийский камерный оркестр. В программе – Моцарт, Турина, Барток, Вивальди. Коллективом из Брюсселя руководит известный скрипач и дирижер Майкл Гуттман, который с успехом выступал как солист на первом фестивале. В первый фестивальный вечер бельгийский оркестр выступал без дирижера. Но его незримое присутствие ощущалось в изысканной ансамблевой культуре, исключительной выразительности и той радости свободного музицирования, которая всегда захватывает слушателей.

«Полетный» Моцарт – дивертисмент фа мажор. Игра ума, тонкое соотношение света и тени, всепоглощающая радость творчества – именно так прочитали сочинение «солнечного гения» бельгийские музыканты. Затем последовала эмоционально исполненная пьеса известного испанского композитора первой половины ХХ века Хоакино Турины «Молитва тореодора» и виртуозный «Румынский танец» Бартока. И, наконец, цикл концертов для скрипки и струнного оркестра «Времена года» Вивальди – одна из вершин мировой камерной музыки.

У рояля – харизматичная Полина Осетинская
У рояля – харизматичная Полина Осетинская

Одесская публика открыла для себя скрипача-виртуоза Линуса Рота. Десять лет назад, в 2006 году, дебютный альбом молодого музыканта получил в Германии престижную музыкальную премию. После этого Линус Рот сделал себе имя в качестве одного из самых интересных скрипачей своего поколения. Его по праву называют чемпионом по исполнению забытых произведений и забытых композиторов. Скрипач регулярно дает сольные концерты с аргентинским пианистом Хосе Гальярдо. Он с особым интересом относится к творчеству выдающегося композитора Моисея Вайнберга. Именно запись всех произведений Вайнберга для скрипки и фортепиано принесла Роту мировое признание как публики, так и критиков.

На одесской сцене – скрипач-виртуоз Линус Рот и скрипка Страдивари
На одесской сцене – скрипач-виртуоз Линус Рот и скрипка Страдивари

Линус Рот играет на скрипке работы А. Страдивари 1703 года. Существуют произведения, при исполнении которых любой молодой музыкант сталкивается не только с чисто исполнительскими сложностями, но и с психологическими преградами, связанными с так называемой «традицией исполнения». К числу таких, несомненно, относятся и «Времена года» Вивальди. Найти в нем себя – задача не из легких. Но у Рота это получилось! В его исполнении – виртуозность и утонченность фразировки, красота звука в кантилене и изысканность. А главное: солист и оркестр предстали в органичном единстве…

ДЕНЬ ВТОРОЙ

28 лет назад Полина Осетинская, тогда еще совсем юная девушка, выступила с оркестром Одесской филармонии под управлением Георгия Гоциридзе, исполнив в один вечер два фортепианных концерта. Это был смелый эксперимент. В незаурядности юной пианистки не было сомнений. Но каждый из заинтересованных слушателей думал тогда, как сложится дальнейшая ее судьба. Состоится ли она как музыкант с яркой исполнительской индивидуальностью? Сегодня можно уверенно сказать: состоялась!

В 1998 году Полина окончила Петербургскую консерваторию. В этом же году поступила в ассистентуру-стажировку Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в класс профессора В. Горностаевой, которую окончила в 2000 году.

Еще учась в Московской консерватории, Осетинская выступала с Токийским филармоническим оркестром, оркестром Веймарской национальной оперы, Академическим симфоническим оркестром филармонии Санкт-Петербурга, Государственным Академическим симфоническим оркестром им. Светланова, «Виртуозами Москвы», «Новой Россией» и другими известными коллективами. Полина Осетинская с успехом выступала на многих престижных фестивалях. В 2008 году пианистка написала книгу-автобиографию «Прощай, грусть!», ставшую бестселлером…

В сольном концерте в рамках фестиваля «Odessa Classics» Осетинская исполнила сочинения Моцарта, Шопена, Шуберта и Вагнера в транскрипции Листа. Блеск техники, радостная свобода музицирования, «сверкающий» звук, драматургическая выстроенность программы (особенно это проявилось во втором отделении, когда логичным продолжением экспромтов Шуберта стал Вагнер-Лист) покорили слушателей.

Ольга Микитенко покорила публику голосом и артистизмом
Ольга Микитенко покорила публику голосом и артистизмом

ДЕНЬ ТРЕТИЙ.

ПЛОЩАДКА ПЕРЕД КОЛОННАДОЙ ВОРОНЦОВСКОГО ДВОРЦА

Концерты на открытом воздухе, которые давно практикуются в разных городах Европы, обретают популярность и в Одессе. Дмитрий Шостакович как-то сказал: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, ее слушать». То, что одесситы готовы к этому, подтвердил гала-концерт фестиваля «Odessa Classics»: слушателей в тот вечер было море…

В концерте у колоннады были представлены разные жанры: от оперного до популярного инструментального. Настоящим подарком для слушателей стало выступление Ольги Микитенко, солистки Киевской национальной оперы, певицы, которая с успехом поет на известных оперных сценах Европы. В исполнении арий из произведений Леонкавалло, Верди, Пуччини, Кальмана ярко проявилась многосторонность дарования певицы, уникальность ее голоса. Достойным партнером солистки выступил камерный оркестр под управлением Игоря Шаврука.

«Музыка любви»: Алексей Ботвинов, Майкл Гуттман и Бельгийский камерный оркестр
«Музыка любви»: Алексей Ботвинов, Майкл Гуттман и Бельгийский камерный оркестр

Далее был представлен большой фрагмент проекта Алексея Ботвинова «Музыка любви», в котором прозвучала музыка Моцарта, Рахманинова, Шопена и Гласа. Музыка в исполнении оркестра и солиста-пианиста сопровождалась яркими видеоинсталляциями, которые проектировались на колоннаду. Это было магическое зрелище!

Затем на сцену вышел Бельгийский камерный оркестр и Майкл Гуттман в качестве дирижера и солиста. Они подарили слушателям многокрасочный фейерверк популярной классической и современной музыки, незабываемое шоу, в котором главным действующим лицом был сам Гуттман.

Концерт шел без антракта два с половиной часа, однако для слушателей, вовлеченных в атмосферу музыкального праздника, они пролетели как одно мгновение.

Одесская колоннада – прекрасный фон для видеоинсталляции
Одесская колоннада – прекрасный фон для видеоинсталляции
«Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, ее слушать…»
«Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, ее слушать…»

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

Музыка Вагнера – редкая гостья на концертной эстраде и оперных подмостках. Объясняется это многими причинами, среди которых сложность исполнения и крайне реакционная идеология композитора. Тем не менее при всей неприглядности воззрений Вагнера отрицать его гениальность как композитора нельзя.

Фестиваль предоставил возможность в рамках вагнеровского вечера услышать яркие оркестровые фрагменты из опер и по достоинству оценить дарование Маттиаса Гёрне – одного из лучших интерпретаторов Вагнера. Немецкий певец регулярно выступает в самых знаменитых концертных залах мира – Карнеги-холле (Нью-Йорк), Уигмор-холле (Лондон), Плейель (Париж) и других. Его хильден-баритон (по-русски – героический баритон) покоряет гибкостью и разнообразием тембральных красок. А его безупречная вокальная техника всегда органично сочетается с глубиной интерпретации. В исполнении Гёрне прозвучали ария Короля Марка из оперы «Тристан и Изольда», ария Голландца из оперы «Летучий Голландец» и «Прощание Вотана и Заклинание огня» из оперы «Валькирия».

Вторым подлинным героем этого концерта стал оркестр, собранный Игорем Шавруком специально для исполнения вагнеровской программы. Он звучал мощно и при этом высвечивал все, даже самые мелкие детали партитуры.

Исполнение оркестром этой музыки привлекло естественной гармоничностью. Особо следует отметить предельную тактичность И. Шаврука в аккомпанементе. Неслучайно после концерта Гёрне сказал, что хотел бы вновь встретиться с этим дирижером.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Как и в прошлом году, фестиваль завершил концерт наших гостей из Таллинна. И это был очень красивый финал: «Hortus Musicus» («Сад музыки») – ансамбль, который постоянно открывает новые пласты музыки и не перестает удивлять своих поклонников. Коллектив под управлением композитора, дирижера и скрипача-виртуоза Андреса Мустонена был создан в 1972 году, Мустонену тогда было лишь девятнадцать. В 1974 г. Hortus Musicus записал первый диск, посвященный григорианскому хоралу. В дальнейшем ансамбль выпустил еще не один десяток альбомов. В основе репертуара «Hortus Musicus» – западноевропейская музыка IX-XVII вв. Кроме того, ансамбль исполняет традиционную (профессиональную) музыку Индии, Армении и Ближнего Востока, сочинения современных композиторов, в том числе написанные специально для ансамбля. Сейчас музыканты часто выступают с программами, в которых намеренно смешаны образцы старинной, традиционной и современной композиторской музыки. «Hortus Musicus» побывал с концертами в большинстве стран Европы, в США, Израиле, Японии, участвовал в крупнейших международных фестивалях.

Художественный руководитель ансамбля Андрес Мустонен не раз подчеркивал, что его коллектив не ставит во главу угла своего творчества аутентичность. Современная музыка, исполняемая ансамблем, несет в себе те же ценности, что мы находим в ранней музыке: чистоту и ясность формы, гармонию и красоту в простых вещах.

На этот раз в программе «Восток встречается с Западом» в первом отделении концерта с блеском прозвучали фольклорные мелодии Индии, Турции, Греции, балканских стран, традиционная еврейская музыка, а во втором – европейская музыка эпохи Возрождения.

Слушая «Hortus Musicus», не перестаешь восхищаться мастерством музыкантов, в совершенстве владеющих разными, в том числе – старинными и народными, инструментами и исполняющими сложные вокальные партии.

«Hortus Musicus»: заключительные аккорды фестиваля
«Hortus Musicus»: заключительные аккорды фестиваля
Талантливый творческий союз: певец Матиас Гёрне и дирижер Игорь Шаврук
Талантливый творческий союз: певец Матиас Гёрне и дирижер Игорь Шаврук

***

Мы рассказали только о так называемых «больших» программах фестиваля. Но кроме них были выставка живописи Игоря Гусева «Теория струн» в Музее западного и восточного искусства, вечер памяти гитариста Анатолия Шевченко, литературный концерт «Семь струн юмора» Валерия Хаита и целый ряд совместных выступлений музыкантов и литераторов: дуэта Елены и Ивана Ергиевых и писателя, искусствоведа Евгения Деменка, скрипача Евгения Кострицкого и поэта Бориса Херсонского, пианиста Сергея Терентьева и поэта Елены Боришполец.

В том, что фестиваль «Odessa Classics – 2016» состоялся – огромная заслуга его основателя, президента и художественного руководителя, известного пианиста Алексея Ботвинова, который вынес на себе не только творческую, но и многотрудную организационную работу. Его усилия поддержал целый ряд одесских мецентов, что особенно радует: значит, наши состоятельные сограждане начинают понимать, что уровень культуры в обществе напрямую влияет на общую ситуацию в стране. В Одессе рождается прекрасная традиция. То, как она будет развиваться, во многом зависит от каждого из нас. Ведь слушатели – это та сила, которая способна повлиять на руководство города, области и страны в своем стремлении сохранить за Одессой статус одной из музыкальных столиц мира.

1 Comment

  • avatar image

    Скрипачка

    Авг 15, 2016

    Reply

    приятно, что в городе живы традиции меценатства!

Оставьте комментарий