CОБЫТИЯ / КИНО И ТЕАТР

Чем больше свободы, тем сложнее с ней управляться

Varigin_OIFF_2016_106

Жюри международной конкурсной программы возглавил оскароносный сценарист и режиссер Кристофер Хэмптон (Великобритания). Он и стал обладателем первого «Золотого Дюка» фестиваля этого года, который получил за вклад в киноискусство. – Обычно награда за заслуги вручается в конце карьеры, но даже после 50 лет, которые прошли с тех пор, как была поставлена моя первая пьеса, я хочу воспринимать эту награду как поощрение творить дальше, – сказал после вручения памятной статуэтки автор 20 пьес и 30 сценариев к кинофильмам, командор ордена Британской империи.

Приехав председательствовать на ОМКФ, Кристофер Хэмптон не преминул заметить с английским юмором, что «после Лондона в Одессе хорошая погода. И мне это нравится». Несмотря на суровый облик британского мэтра, в общении он оказался легким и открытым собеседником.

– Я начал писать для театра с 17 лет, – рассказал сценарист, который в свое время считался самым молодым признанным автором Англии. – В Оксфордском университете в драматургическом кружке была поставлена моя первая пьеса «Когда в последний раз ты видел мою маму?». Ею заинтересовался директор театра Royal Court, и в 1966 году пьеса вошла в его репертуар. Это был быстрый взлет моей театральной карьеры. В кинематографе лестница оказалась гораздо сложнее. Любовь к нему началась еще в кинотеатрах Александрии, в Египте, где работал мой отецинженер. Сначала я думал, что написать сценарий для кинофильма легче, чем пьесу для театра, ведь спектакль ограничивает пространство территориально, а в кинофильме ты свободен. Но я ошибся: чем больше свободы, тем сложнее с ней управляться. В кино – как в казино: тебе может везти, или нет. Мне посчастливилось: 18 моих сценариев из 30 были экранизированы. И каждый раз удача поворачивалась ко мне совершенно неожиданно. Дэвид Кроненберг, увидев мою пьесу про Юнга, попросил меня написать сценарий на 87 страниц. У меня получилось 103, а после его правок осталось 88. Самый главный урок, который я вынес, работая с ним, – экономия нужна во всем. Если чтото в вашем сценарии не работает активно – выкидывайте!

Самая известная работа Кристофера Хэмптона – фильм «Опасные связи», за который он получил «Оскар» в номинации «Лучший адаптированный сценарий». А через 10 лет, в 2008 году, британский сценарист снова был номинирован на «Оскар» за фильм «Искупление».

Проводя мастер-класс «От Дэвида Линча до Дэвида Кроненберга: уроки в написании сценария», мистер Хэмптон признался, что к написанию сценария готовится долго и сложно.

– Чем энергичнее вы пишете, тем эмоциональнее будет картинка на экране, – отметил мэтр. – Нужно учитывать, что из сценария много энергии будет потеряно, поэтому изначально в тексте ее должно быть как можно больше. Больше всего в сценарии я люблю писать диалог, где всегда есть место для воображения. Ведь слова в фильме столь же важны, как и образы. По мере работы я понял многие нюансы кино. Сценарист должен знать весь процесс, чтобы видеть будущий фильм. Через год работы с Дэвидом Линчем я научился монтировать и усвоил технические особенности. И сейчас я могу дать режиссеру то, что он хочет, но не люблю, когда в работу вмешиваются посторонние.

На закрытии ОМКФ председатель международного жюри заявил, что в этом году сразу три картины претендовали на первое место. Такое бывает не на многих фестивалях. Сам Кристофер Хэмптон, оценивая фильмы, в первую очередь обращает внимание на оригинальность, ищет то, что еще не было раньше сказано в кино, поэтому свой голос отдал именно тем картинам, которые получили призовые места на Одесском кинофестивале. Он также отметил перспективность украинского кино, заявив, что перед ним открыты все двери в большой кинематограф.

Автор: Инна Ищук

Нет комментариев

Оставьте комментарий