ПРАВИЛА ЖИЗНИ / ФАВОРИТ

Эльдар Рязанов: штрихи к портрету

527204_original

30 ноября 2015 года в возрасте 88 лет скончался, пожалуй, самый любимый народом кинорежиссер Эльдар Рязанов.

Эльдар Александрович родился в Самаре, детство провел в Тегеране, где в советском торгпредстве работала его мать. Возможно, именно с этим связано достаточно необычное имя: Эльдар в переводе с персидского языка означает «владеющий миром». В 17 лет Рязанов поступил во ВГИК, подготовив к сдаче экстерном 11 школьных предметов за 22 дня. На втором курсе его хотели отчислить… по молодости (мол, какой режиссер из юнца?), но передумали после фразы Эльдара: «Когда вы меня принимали, я был еще моложе». ВГИК он окончил в 1950 году. Первые его фильмы были документальными, а затем… 1956 год – «Карнавальная ночь»; 1957 – «Девушка без адреса»; 1961 – «Человек ниоткуда»; 1962 – «Гусарская баллада»; 1965 – «Дайте жалобную книгу»; 1966 – «Берегись автомобиля»; 1968 – «Зигзаг удачи»; 1971 – «Старики-разбойники»; 1973 – «Невероятные приключения итальянцев в России»; 1975 – «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»; 1977 – «Риск – благородное дело»; 1977 – «Служебный роман»; 1979 – «Гараж»; 1980 год – «О бедном гусаре замолвите слово»; 1982 – «Вокзал для двоих»; 1984 – «Жестокий романс»; 1987 – «Забытая мелодия для флейты»; 1988 – «Дорогая Елена Сергеевна»; 1991 – «Небеса обетованные»; 1993 – «Предсказание»; 1996 – «Привет, дуралеи!»; 2000 – «Старые клячи»; 2000 – «Тихие омуты»; 2003 – «Ключ от спальни»; 2006 – «Андерсен. Жизнь без любви»; 2006 – «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя»; 2007 год – «Ирония судьбы. Продолжение». Такой перечень – лучшее свидетельство того, что сделано этим замечательным человеком и великим режиссером. А штрихи к портрету могут добавить его правила жизни.

Я ДЕЛАЮ ФИЛЬМЫ ДЛЯ НОРМАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ… И я не верю художнику, когда он говорит, что его не интересует мнение широкой аудитории… Потому что для художника высшая похвала, как говорили раньше: от колхозника – до академика. Не всегда удается, но это высшее счастье, когда так!

САМОЕ ТРУДНОЕ, НО И САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ И БЛАГОДАРНОЕ, – делать комедии о хороших и добрых людях. В нашем кино в этом жанре кроме нас с Эмилем Брагинским никто не работал. Чаплин делал такое, но только лучше, чем мы.

АКТЕРЫ У МЕНЯ ВСЕ ВРЕМЯ ОБНОВЛЯЮТСЯ. И я знаю: вот этот артист – на такую роль. А на эту – нельзя, и я его не беру. Может быть, это эгоистично, но если человек «кончился», я с сожалением, но его отбрасываю. Я буду с ним дружить, но творческие отношения кончаются.

ТОЛЬКО ДУРАКИ думают над тем, как себя преподносить. Это, пожалуй, главное, чему я научился у Эйзенштейна.

Я МНОГО С КЕМ ДЕЛАЛ ИНТЕРВЬЮ – с Бельмондо, Клодом Лелюшем, Филиппом Нуаре, Альберто Сорди, но лишь когда шел к Феллини, я думал: «Иду к королю». Похожее чувство я испытал в 1968-м или в 1969-м, когда вез с «Мосфильма» Солженицына к его дому. Чувствовал, что у меня в машине что-то бесценное.

ГДЕ ЕСТЬ ЮМОР – там есть и правда.

РУССКИЕ, ЕСЛИ ПОЧИТАТЬ ФОЛЬКЛОР, всегда хотели получить все сразу и много, и при этом не работать. Русские сказки – это и есть, к сожалению, национальная идея. Менталитет, который, мягко сказать, симпатии не вызывает. Лучшие люди в России всегда существуют вопреки ему.

Я АБСОЛЮТНО СТАДНОЕ ЖИВОТНОЕ, я привык работать на людях. Меня всегда окружали какие-то массовки, актеры и так далее. Думаю, если бы этого не было, я бы уже давно помер.

Я В СВОЕ ВРЕМЯ ТОЖЕ СНИМАЛ ФИЛЬМЫ, где действие происходило на помойке. Это были «Небеса обетованные». А сейчас все на помойке, и люди, которые действуют там, тоже помоечные. Такие понятия, как честь, совесть, благородство, искренность, нежность, – это все забыто.

СЕГОДНЯШНЮЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ я сквозь себя абсолютно никак не пропускаю… Я сегодня живу не в стране, а на своей территории.

Я ОЧЕНЬ МНОГИЕ ПОСТУПКИ ЕЛЬЦИНА ОДОБРЯЮ. Но единственное, что я не могу ему простить, это то, что он назначил такого преемника…, который поднял опять, так сказать, то, что было отодвинуто историей – слой этих жадных, страшных, темных людей, которые представляли у нас самые страшные, злые силы, за которыми стоят толпы казненных, окровавленных и так далее…

КОГДА Я СНИМАЮ ФИЛЬМЫ, мне просто некогда болеть. Как только фильм кончается, болезнь и хвороба начинают выползать из всех щелей.

ЧТО МЕНЯ ТРОГАЛО в пятидесятые, шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые – это же трогало и огромное количество людей, большинство. Сегодня таких, как я, все меньше и меньше. Феллини в восьмидесятых говорил: «Мой зритель уже умер». Это ужасная правда.

СМЕНУ ЛЕТ, ЗАКАТЫ И ВОСХОДЫ, И ЛЮБВИ ПОСЛЕДНЕЙ БЛАГОДАТЬ, КАК И ДАТУ СВОЕГО УХОДА, НАДО БЛАГОДАРНО ПРИНИМАТЬ…

Нет комментариев

Оставьте комментарий