ВИЗУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ОБЗОРЫ / ПЕРСОНА

Александр Токарев: «Мои скульптуры – живые!»

IMG_9461

Недавно были подведены итоги конкурса на лучший проект мемориала воинам Одессы и области, погибшим в зоне проведения АТО. Решение о проведении такого творческого состязания было принято 30 июня на сессии Одесского горсовета, а к определению лучшего среди шести поданных на конкурс проектов были приглашены не только городские архитекторы, но и участники АТО, волонтеры и родственники погибших бойцов. По мнению большинства членов жюри, победителями стали скульптор Александр Токарев и архитектор Александр Чернов.

1
Проект мемориала воинам АТО

2 3Как было сказано при обсуждении, их проект выполнен в классическом стиле и поэтому органично впишется в архитектуру Одессы. Памятник, который планируется установить в парке около обладминистрации, представляет собой стелу, на вершине которой установлена скульптура ангела. По периметру нижней части размещены тематические барельефы.

Интересно, что новый проект Александр Токарев выполнял уже в звании народного  художника Украины. Награду ему вручил председатель Одесской облгосадминистрации Михаил Саакашвили во время торжества по случаю Дня Конституции в Одесском национальном театре оперы и балета.

Михаил Саакашвили вручает награду Александру Токареву
Михаил Саакашвили вручает награду Александру Токареву

Мы поздравляем Александра Токарева со знаменательными событиями в его творческой жизни и публикуем статью, которая вышла на страницах 92-го номера журнала «Фаворит удачи».

«Буду скульптором!»

Только в 18 лет можно совершать такие подвиги. Сразу после окончания школы Саша Токарев поехал из своего Краснодарского края в Ленинград – поступать в знаменитую Репинку – художественный институт им. Репина, старейшее и самое престижное художественное учебное заведение в тогдашнем Союзе. Для него это безрассудство было оправдано четким осознанием своего предназначения, ведь уже в 9-м классе решил: «Буду  скульптором!». Сегодня, уже пребывая в ранге заслуженного художника Украины, Александр Токарев шутит, что сейчас он не решился бы на такой поступок. И благодарен себе за ту юношескую смелость, которая определила его судьбу…

– А как случилось, что выпускник Репинки родом с Кубани попал в Одессу?! – уточняю я, сидя в красивой и просторной мастерской Александра Петровича и угощаясь необыкновенно вкусным медом, привезенным художником из Вилково (здесь, на берегу Дуная, стоит одна из монументальных скульптур Токарева – памятник староверу, основателю городка).

– По распределению, как было положено в то время, – улыбается художник, который сам со своей окладистой бородой и мощной фигурой может служить моделью для исторической скульптуры. – Но Одесса меня встретила неприветливо. Очень тяжело было поначалу. Думал даже уехать. Тогда знакомый журналист мне сказал: если выдержишь в Одессе, не сломаешься, то потом сможешь жить и успешно работать где угодно. Выдержал. И постепенно все наладилось. Преподавал в педине, Худфонд давал кой-какую работу: заказы были из разных уголков СССР. В основном, конечно, пропагандистско-идеологического толка. Делал скульптуры то юного Ленина, то Дзержинского… Где устанавливали эти монументы, даже не помню. А декоративная скульптура тогда вообще не пользовалась популярностью.

В мастерской скульптора. Станковые работы
В мастерской скульптора. Станковые работы

IMG_9460 IMG_9451

От «Спасенного детства» до «Похищения Европы»

– А где в Одессе появился ваш первый монумент?

–  Первая скульптура называется «Спасенное детство». Она стоит на территории студгородка юридической академии. Раньше здесь располагался детский городок имени Первого Коминтерна – вот в честь этого и заказали работу.

– Как вообще определяется выбор – что ваять?

– Что касается монументальных работ, а не малой скульптуры, то практически все они заказные. И даже если тема интересна, ты чаще всего должен принимать во внимание и требования заказчика, и место, к которому привязана работа. Реализовать свое независимое видение чаще можно в так называемых станковых работах. Благо сейчас проявить свою творческую индивидуальность стало значительно легче. Но и в монументальной скульптуре я стараюсь это делать. Скажем, одна из моих первых известных работ – это «Похищение Европы», установленная на 9-й станции Большого Фонтана. Речь шла о памятнике ко Дню города, и я предложил Владимиру Романюку, тогда – председателю Киевского райисполкома, такую идею. Он поначалу не понял, пришлось показывать книги, убеждать, что тема актуальна и для Одессы как европейского города, и для Украины, рожденной под знаком Тельца. Используя греческую легенду, я вывел современную концепцию этого мифологического сюжета: телец несет прекрасную Одессу в Европу. И одесситы буквально сразу же оценили ее. Мы только установили скульптуру, как подъехали молодожены и возложили цветы… Это лучший вариант: когда идея художника находит отклик у заказчика.

– Значит, чтобы сохранить свою творческую индивидуальность, нужно иметь способность убеждать?

– Нужно иметь, прежде всего, мужество. Компромисс возможен, но только если он оправдан целью и ты не теряешь себя…

«Приятно наблюдать, когда твои работы находят отклик»

– Сегодня улицы и скверы Одессы уже трудно представить без работ Александра Токарева. Такому перечню может позавидовать любой ваш коллега: «Апельсин» на бульваре Жванецкого, Утесов и Уточкин в Горсаду, Вера Холодная на Преображенской, Гоцман у здания областного управления милиции на Еврейской, «Антилопа-Гну» в Саду скульптур литмузея, Жена моряка ждет мужа на причале морвокзала, а Александр Пушкин встречает у своего дома… Ваши памятники не только ценят за мастерство скульптора, но и за какую-то интимность, близость к проходящему человеку…

– Приятно наблюдать, когда твои работы находят отклик. От героев, разрывающих на груди тельняшки, мы перешли к памятникам менее помпезным и более человечным. Я назвал бы их «живыми». Они размером в рост человека, к ним можно прикоснуться, и люди воспринимают их как родных. Садятся на скамеечку рядом с бронзовым Утесовым, фотографируются под руку с Пушкиным, обнимают за талию «Жену моряка». Когда скульптуру устанавливали на морвокзале, одна женщина начала возмущаться: «Это она морячка? Я жена моряка! А это кто?». Она предъявляла претензии к скульптуре, как к живому человеку!

– Традиционный вопрос в конце беседы: над чем сейчас работаете и что мечтаете сделать?

– Постоянно над чем-то работаю. Творчество – это ведь процесс. Заканчиваю мемориальную доску легендарному одесскому футболисту Виктору Прокопенко. Делаю скульптуру Георгия-Победоносца. Мечтаю воплотить образ Петра Калнышевского. Вот где национальная идея Украины! Хочется передать ее не через личностную характеристику последнего гетмана, а воплотить сам дух казачества, олицетворение стихии. Сейчас новое время. И Украине, Одессе нужна другая скульптура.IMG_9459 IMG_9424 IMG_9428 IMG_9434 IMG_9435 IMG_9439 IMG_9445

Автор: Галина Владимирская

Фото:  Олег Владимирский

Нет комментариев

Оставьте комментарий