НОВОСТИ / ПЕРСОНА

Александр Останин: «Одесса – центр степа!»

глав._1200x780

Приятные новости пришли в начале декабря из немецкого города Риза. На проходящем здесь мировом первенстве по степу чемпионом мира вновь, уже в четвертый раз, стал одессит Александр Останин. И не он один: первое место заняла также украинская команда, в которую вошли ученицы школы «Ostanin Dance Centre» и степистки из Винницы. Поздравляем нашего замечательного земляка и рассказываем о его новом проекте – Odessa Tap Festival, который с большим успехом прошел в этим летом. Его участниками стали профессиональные танцоры из США, Германии, Словении, Швейцарии, Белоруссии и Украины.

Напоминаем, что основатель фестиваля был победителем первого сезона танцевального шоу «Танцуют все!» на телеканале СТБ (2008 г.). Денежный приз, полученный на шоу, позволил Александру открыть в Одессе свою танцевальную школу. Потрясающий танцор, наделенный блестящим артистизмом, исключительно доброжелательный, отзывчивый и веселый человек, Останин является любимым тренером и примером для молодежи. Сам же фестиваль, учрежденный и проведенный его усилиями, заслуживает того, чтобы стать одним из определяющих культурных и спортивных событий сезона, привлекать в Одессу туристов, да и просто украшать жизнь одесситов.

– Поздравляю с удачей, Александр! Думаю, после начала на площадке у Дюка и эффектного гала-концерта в Русском драматическом театре еще больше одесситов начнут учиться «стучать». Это входило в ваши планы?
– Конечно же, мы хотим популяризировать свой любимый стиль. Мне кажется, степ может впитывать другие стили, пользуясь их плюсами, например, контемп, хип-хоп. В программе фестиваля проходили мастер-классы на базе отеля «Мирный», а по итогу обладателю Гран-при вручили сертификаты на профессиональную обувь – степовки от испанского партнера фестиваля Ruben Sanches Dance Wear стоимостью примерно в 400 евро. Даже у меня таких пока нет!
Ценность нашего жанра в том, что в степе ты и танцор, и музыкант. Степ можно увидеть как танец и услышать как музыку. Живой музыкальный инструмент, который можно станцевать. Степ непосредственно связан с музыкой, а именно – с джазом. А джаз в Одессе очень любят, знают и ценят, можно сказать, что наш город – отечественная родина джаза. Поэтому степу здесь очень комфортно!
Я рад, что на фестиваль приехали два моих учителя из Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, которых я искренне считаю богами в степе, – Сара Рейх и Джейсон Дженас. Еще с нами были коллега из Швейцарии – десятикратный чемпион мира Дэниел Борак и мой друг из Одессы, тоже степист, с которым мы в дуэте взяли золото на чемпионате мира, Сергей Остапенко. Все степисты стремятся поучиться у иностранных танцоров, но не все могут поехать в Америку или Швейцарию. Поэтому фестиваль в Одессе – это отличная возможность поработать с ними.
– Вы с Сергеем очень разные, но в дуэте танцуете потрясающе синхронно. Перед зеркалами отрабатываете или кто-то со стороны руководит на репетициях?
– Конечно, хорошо, когда есть некто третий, который может посмотреть со стороны и что-то подсказать, но в основном все отрабатывается у зеркала. С Сережей мы учились у одного и того же педагога – Алексея Гилко, но потом перестали общаться, отдалились друг от друга, хотя оба продолжали жить в Одессе. Существовали как-то параллельно, не пересекаясь: у него своя студия, у меня – своя. Даже, бывало, в одном зале работали, хотя и в разное время. Но почему бы не создать что-то вместе, ведь одному скучно, хочется совместного бурления событий! Конкуренция – не важнее дружбы; мы оба выросли в чемпионов мира, вместе мы – хороший двигатель для одесского степа. Я предложил Сереже сотрудничество и очень доволен результатом.
Мы – две отдельные личности, и каждый ценен сам по себе. У Сергея – свой имидж, свое искусство, своя карьера. Мы – разные танцоры, и внешне очень отличаемся – он выше, у него размер ноги больше, это диктует особую пластику. Мы разные и по своим предпочтениям в музыке, танце. А объединяет, конечно, любовь к танцу, тут мы всегда на одной волне.
– Ваша судьба определилась уже в детстве, вы, можно сказать, выросли на глазах у всего города, я помню ваши потрясающие выступления. А в какой момент решили заниматься степом всерьез?
– Я занимался баскетболом, стремился быть похожим на Майкла Джордана, вдохновляясь тем, что в высшей лиге есть баскетболисты моего роста. И когда сосед позвал на степ, мне показалось, что танец – только для девчонок, но мама уговорила попробовать. Баскетбол сразу же отпал. Магия ритма в степе меня околдовала и уже восемнадцать лет не отпускает.
Степом я занимался как хобби, но случился перерыв, когда я заканчивал экономико-правовой факультет университета: родители предложили получить такое образование, и мне интересно было учиться. А в 2008 году я окончательно для себя решил, что степ – моя судьба. Телепроект «Танцуют все!» и стал тем переломным моментом, после которого хобби стало профессией. Теперь у меня два высших образования: в Киевском национальном университете культуры и искусства получил диплом хореографа.
Шесть лет назад осуществилась моя мечта – я открыл свою студию. До этого у меня была одна ученица из Москвы, но массовая студия требует куда более серьезного отношения. Мои ученики говорят, что я строгий и злой, но ведь без дисциплины тоже нельзя, тем более в нашем сложнейшем жанре. Это не означает, что нельзя пошутить, дети ведь остаются детьми, правда, современные дети жесткости не приемлют, а наше поколение спокойно относилось к тому, что в классе могут и покричать. Учителя ведь тоже люди!.. В моей школе «Ostanin Dance Centre» – много талантливых детей, в их возрасте я не умел танцевать так, как они. К примеру, моя ученица и уже преподаватель школы Карина Савенко заняла четвертое место на чемпионате мира по степу в 2016 году.
– Мне кажется, что степ в Одессе укоренен больше, нежели в столице, интерес к нему у нас то угасает, то разгорается вновь…
– В Киеве были сильные степисты, но потом кто-то уехал, кто-то разочаровался в жанре, и не оказалось тех энтузиастов, которые могли бы сделать этот город столицей степа. Вот Одесса, безусловно, – центр степа, так исторически сложилось.
– Ваш учитель, Алексей Гилко, занимался у легендарного Эмиля Гледа, чечеточника двадцатых годов…
– Я тоже брал у него уроки. Эмилю Гледу было уже достаточно сложно преподавать, он давал уроки, сидя на кровати в домашних тапочках… Но при этом умудрялся ставить какие-то движения. Я рад, что принял у него эстафету; кроме меня у него было на тот момент еще несколько учеников, он хороший был, добрый, ему нужно было общение, нравилось заниматься, чувствовать себя нужным…
– Одесса дышит морем, а ведь степ – танец моряков…
– Рождение степа было обусловлено случайностью, даже рядом случайностей. Когда чернокожих рабов из Африки перевозили на кораблях в Америку, они пританцовывали на месте, стуча ногами о палубу, о доски трюмов. Моряки копировали их стиль, впоследствии это выросло в ирландский степ, очень своеобразный. Степ охватил всю планету, разнесся легким вирусом…
– Мне кажется, наряду с поговоркой «Если одесситу связать руки, он не сможет говорить», можно сказать и так: «Одессит не может танцевать ирландский степ, потому что руки придется держать строго по швам!».
– В какой-то мере это так. Ирландским степом я интересовался, но не увлекся. Известные шоу, например, «Риверденс», конечно, способствовали популярности этого стиля. В Одессе степ развивался на уровне не оригинального явления, а копирования и подражания. Когда хороших степистов вывели на шоу «Танцуют все!», волна интереса снова возросла. Я стал победителем, а степу прибавилось популярности во всей стране.
– Что еще дал опыт работы на телешоу?
– Во время подготовки шоу я полгода прожил в Киеве; ни на что особенно не рассчитывая, справлялся со всеми жанрами, стремился чему-нибудь научиться. Хорошо было то, что мы забыли на это время о семье, учебе, бытовых проблемах, были погружены только в танец с восьми утра до полуночи. Только и делали, что танцевали, и это не могло не отразиться на результатах. Все мышцы болели, а на сцене боль проходила…
– Какое место занимают в вашей жизни соревнования?
– Много раз ездил в Германию на чемпионат мира: из Украины туда приехал первым, в то время как США и Германия были представлены сборными по 200-300 человек. Теперь наших танцоров на чемпионатах боятся в хорошем смысле, мы представлены наравне с другими странами. Много ездил в Америку учиться у мастеров. Было дело, полгода тренировал сборную Хорватии. В августе пригласили в Бостон преподавать и выступать, потом был наш фестиваль, а затем сразу же пришлось уехать в Лондон на фестиваль, выступать и давать мастер-класс.
Чемпионат в большей степени сведен к соблюдению правил, чем фестиваль. Степ – точная наука, его можно посчитать. Если ты сделал восемь ударов, ты сделал восемь ударов, а если пропустил… К тому же важно, громко или тихо ты это сделал, быстро или медленно, четко или нечетко. Вот на чемпионате мира оценивались три критерия, мы в шутку называем их 3D: собственно техника, артистизм (в плане актерского мастерства, бывает же, человек неплохо стучит, но руки, голова –
сами по себе и в итоге он плохо танцует) и, наконец, – идея, постановка, образ. Танцор должен в полной мере показать, на что он способен. Некоторые говорят, будто искусство нельзя оценивать, но я с этим никогда не соглашусь. Сегодня и так уже чуть ли не каждый плевок на асфальте объявляют современным искусством (бедные художники Ренессанса, они часами мазки на холст клали!). А как по мне, мастерство еще никто не отменял и по-настоящему интересно то современное искусство, в которое вложено много труда и смысла.
– Какое место занимают в вашей жизни другие жанры, которые вы «прививаете» на древо старого доброго степа?
– После шоу «Танцуют все!», где познакомился с контемпом, я повышал свое мастерство в этом танце в Америке и других странах. И начал украшать степ элементами контемпа и модерн-джаза. Сегодня в танцевальном мире синтез стилей очень актуален, а индивидуальность – один из важнейших критериев мастерства. За счет людей, которые создают свой стиль, развивается наше искусство. И мне тоже хочется «вывести свою породу».
– Не спрашиваю, довольны ли вы фестивалем, это очевидно. Чем гордитесь более всего и когда будет продолжение?
– Вот уже три года, как мне хотелось это сделать, а в этом году желание стало буквально навязчивой идеей, вокруг которой все завертелось. И оказалось, что это нужно людям. По крайней мере, мы не ожидали, не предполагали такого широкого интереса. Наши гости, мастера из Америки и Швейцарии, – прекрасные учителя, те звезды, к которым стремятся попасть на урок со всего мира. Огромная удача, что они нашли время приехать в Одессу и были впечатлены: у них же о нас другая, искаженная информация. «Почему здесь все так классно?» – постоянно звучал вопрос. Языкового барьера как такового не было, на занятиях звучал разговорный английский, который ребята вполне понимали, да и всегда присутствовал в зале кто-то, кто мог переводить с английского. Как выяснилось, Одессу восприняли как достойный европейский город, ничем не хуже других крупных городов Европы. И мы мечтаем сделать свой фестиваль ежегодным. Очень хочется повторения!

 

Аплодисменты за урок – великолепной Саре Рейх
Аплодисменты за урок – великолепной Саре Рейх
Мастер-класс дает Джейсон Дженас
Мастер-класс дает Джейсон Дженас
На фестивальной сцене – знаменитый Джейсон Дженас
На фестивальной сцене – знаменитый Джейсон Дженас
Учитель и ученики
Учитель и ученики
Чемпионский дуэт – Сергей Остапенко и Александр Останин
Чемпионский дуэт – Сергей Остапенко и Александр Останин
Танцуют все! (Слева направо) Сергей Остапенко, Александр Останин, Сара Рейх (США), Джейсон Дженас (США) и Дэниел Борак (Швейцария)
Танцуют все! (Слева направо) Сергей Остапенко, Александр Останин, Сара Рейх (США), Джейсон Дженас (США) и Дэниел Борак (Швейцария)

Автор: Мария Гудыма

Нет комментариев

Оставьте комментарий